"Мирское и священное отражают два рода зависимости. Мир
зависит от вещей, служащих ему для развлечения и бегства от собственной
ничтожности. Он создаёт искусственные потребности, которые затем
кидается «удовлетворять». Мирское общество, превознося человеческую
свободу на словах, на деле порабощает человека вещам. Человек здесь
отчуждён от самого себя и сам становится «вещью», потому что он, как
закону, подчиняется тому, что ниже и «вне» его самого. Подчиняется своим
растущим потребностям, нетерпению, недовольству, тревоге, страху, но
более всего – чувству вины, укоряющему его в неверности своей внутренней
истине. Пытаясь заглушить это чувство, он лишь ещё больше обманывает
самого себя. Священное общество не допускает зависимости человека ни от
чего, что было бы ниже или даже «вне» его (в пространственном смысле).
Его единственный господин – Бог. Только когда Бог – наш господин, мы
можем быть свободны, потому что Бог внутри нас и выше нас. Он правит
нами, освобождая нас и возвышая до внутреннего единства с Собою. И таким
образом Он разрывает узы нашей зависимости от внешних, тварных вещей.
Мы пользуемся ими и господствуем над ними, так что они существуют для
нас, а не мы для них. Абсолютно священного общества не существует нигде,
кроме как на небесах. Но Град Божий на небесах имеет своё земное
отражение в обществе людей, связанных не «просвещённым эгоизмом», но
жертвенной христианской любовью, милосердием и состраданием,
бескорыстной и божественной жалостью. Своим отречением от наслаждения и
сиюминутного удовольствия они избавляют нас от рабства «развлечению»,
уча служить другим и помогать им, в свою очередь, становиться
свободными, искать свою внутреннюю истину и исполнять таким образом своё
предназначение."
©Томас Мертон
©Томас Мертон
Комментариев нет:
Отправить комментарий