понедельник, 12 марта 2012 г.

Кто мой ближний?


«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.»
(Матф.22:35-40)
 «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»
(Лук.10:29)

В исполнении второй, самой наибольшей заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39), все дело именно в том, кого мы подразумеваем под этим ближним. Хотя по сути, это тот же вопрос, который  волновал фарисеев того времени «а кто мой ближний?». Мы часто забываем, что ответом Иисуса, была притча о «добром Самарянине», но мы отвечая на этот вопрос, почему то приплетаем совершенно другой текст: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Гал.6:10)  …Мало того, что это совершенно разные тексты и их нельзя подменять, так и еще делать акцент на последней части стиха «а наипаче своим по вере»… с чего мы взяли, что исполнение заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя», это делать добро «наипаче своим по вере»???  Это ярчайший пример "эйсегетики", вкладывание в Библейский текст, своего удобного толкования, чтоб хоть как то оправдать свое неисполнение второй самой большей заповеди в том смысле, какой она несет в действительности!!! Это как пилюля для совести… 
Все дело в истинном понимании того «кто мой ближний», если этого не понять, то церковь обречена на маргинальное, изолированное, сектантское существование…  Мой ближний для меня верующего, это как, ограбленный Иудей для Самарянина!!! Много у них общего? Иудей для Самарянина это религиозный враг и гонитель, это человек ненавидящий и считающий за осквернение даже общение с ним… и это не помешало Самарянину проявить милосердие и сострадание не просто в сердце, но на деле…  Здесь вообще не стоит вопрос о «наипаче своим по вере»…  здесь просто – любовь!!! это и есть наглядное исполнение второй заповеди – "возлюби". Возлюбить ближнего, как сказал после этой притчи Иисус, это "идти, и поступать так же" (Лук.10:37) 
Делать добро и возлюбить как самого себя это разные вещи! Делать добро необходимо всем, пока есть время, и про своих не забывать. А любить необходимо человека, который на данный момент находится близко, географически близко, а не религиозно. Ближний - это не член твоей поместной церкви, а тот, кто рядом с тобой находится в нужде… «ближний» и «свой по вере» это разные люди!!!
 Осознание того, «кто мой ближний», напрямую влияет на нашу «экклесиологию», на наше понимание Церкви и ее роли в этом мире. Если церковь под исполнением заповеди «возлюби ближнего», собирается любить «своих по вере», то она превращается в закрытый клуб по интересам, изолированный от внешнего мира. Такая церковь обречена на вымирание… Осознание того, что «мой ближний», это вообще не «свой по вере», изменяет ракурс нашей любви и практического служения, перемещая его с церковного центризма, на неверующий мир!!!

«Церковь только тогда является Церковью, когда это Церковь для других. Чтобы положить начало, она должна всю свою собственность раздать нуждающимся. Пасторы должны существовать исключительно за счет добровольных приношений общины или же иметь какую-нибудь мирскую профессию. Церковь должна участвовать в выполнении мирских задач общественной жизни, не господствуя, но помогая, служа. Она должна сказать людям всех профессий, что такое жизнь со Христом, что означает — «жить для других».
       © Д. Бонхёффер

Комментариев нет:

Отправить комментарий