четверг, 18 октября 2012 г.

Городская миссия сегодня

 

К 1950 году Нью-Йорк и Лондон были единственными мировыми центрами, в которых проживало более 10 миллионов человек. Сегодня таких городов по всему миру насчитывается более 20, двенадцать из них достигли огромного размера в течение последних двух десятилетий — и на подходе другие города. Мировые мегаполисы с экономической и культурной точки зрения становятся все более влиятельными; в мегаполисах расположены мультинациональные корпорации и международные экономические, социальные и технологические организации. Революция в сфере технологий и коммуникаций проявляется в том, что культуру и ценности мегаполисов перенимают по всему миру другие народы, племена, нации. Молодые люди в Айове или в Мехико все больше походят на своих сверстников в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке. У них все меньше схожих черт со старшим поколением, живущим в их местности. Новый мировой порядок становится все более глобальным, мультикультурным, городским. Мировые мегаполисы становятся законодателями культуры и жизни в целом даже в Европе и Северной Америке, где города не прирастают населением и новыми территориями заметным образом.
В этом состоит причина важности христианской миссии в мировых мегаполисах. Миллионы людей, приехавших в стремительно развивающиеся города, приобретают черты характера, позволяющие им воспринять христианскую веру легче, чем когда они жили в небольших населенных пунктах. Во-первых, эти люди, вырвавшись из привычного уклада жизни, становятся более открытыми к новым идеям в целом. Во-вторых, им нужна помощь для того, чтобы справиться с моральным, экономическим, эмоциональным и духовным давлением городской жизни. Старые связи ослабевают или рвутся, особенно если приехавший в город человек начинает работу в государственном учреждении. С другой стороны, церкви обеспечивают новому горожанину сочувствие и поддержку, становятся для такого человека семьей, основанной на духовных ценностях и свободе, заключенной в Евангелии. «Богатый урожай ожидает тех миссионеров, которые оправдают ожидания новых горожан, тех, кто сумеет согреть тело и насытить душу» (Ф. Дженкинс).

Необходимость в чутких церквях

Однако на пути городской миссии встречаются серьезные препятствия. Это не сами города и их жители, главным препятствием становится сама церковь. Зачастую миссионерские подходы евангельских церквей не городские, а «анти-городские». Многие методы миссионерского служения изначально возникали не в городе, и в город были занесены без особого размышления и подготовки. В итоге необдуманных миссионерских усилий горожане враждебно принимают Евангелие. Обычно когда такие служения начинают работу в городе, евангелизация у них идет туго. Нелегко им дается и подготовка христиан к жизни в плюралистическом, мирском, ориентированном на светскую культуру обществе. Как Библия нуждается в переводе на понятный для читателей язык, так же и Евангелие необходимо доносить понятными жителям городов способами. Каковы же признаки церкви, умеющей учитывать городские условия, считающей город своей стихией?
Миссионеры, занятые в городском служении, должны отдавать себе отчет в явных культурных различиях между этническими, расовыми группами и социально-экономическими классами горожан. Люди, живущие в более однородных культурных и экономических условиях (к таковым можно отнести любой населенный пункт, не являющийся городом), часто оказываются не в состоянии взглянуть со стороны на свои взгляды и традиции. Лидеры успешной городской церкви должны быть хорошо образованными и чуткими к взглядам и чувствам другой этнической группы, расы и религии. Горожане знают, как часто члены двух разных этнических групп могут использовать в речи одно и то же слово, которое будет означать совершенно разные понятия. Следовательно, вдумчивый лидер будет осмотрительно подбирать слова, которые разные этнические группы толкуют по-своему.
Во-вторых, традиционные евангельские служения обычно мало объясняют верующим, как им выражать свою веру вне церковных стен: будь то сфера культуры, бизнеса, финансов, науки и образования, правительственные или политические организации. Вдали от большого города проще вести спокойную, уединенную жизнь, при которой наставничество осуществляется вечерами и в выходные дни. Но в городах все иначе: здесь люди больше внимания уделяют карьере и часто работают допоздна.
В-третьих, большинство евангельских церквей являются выразителями культуры среднего класса. Люди такого типа ценят частную жизнь, стремятся обезопасить себя от неожиданностей, тяготеют к однородной среде, им свойственна сентиментальность, им нужны порядок и контроль. Однако многие горожане иные по складу характера люди: они ироничны и критично настроены, любят разнообразие и готовы мириться с той долей двусмысленности и беспорядка, без которой городская жизнь невозможна. Если служителей церкви пугают городские условия, и они, чтобы защитить себя, создают своего рода «миссионерский поселок», им очень скоро станет ясно, что так обращать новых людей ко Христу и принимать новых людей в свои ряды невозможно.
В-четвертых, во многих странах не-городские церкви находятся обычно во вполне благополучных районах, с налаженной социальной инфраструктурой. Городские же районы обычно устроены сложнее, чем деревенские, поэтому эффективным служителям сначала необходимо понять суть служения в таких районах. Городские церкви изучают близлежащие районы не только с целью благовестия, хотя это одна из их целей. Они ищут способы послужить своему району, чтобы не только на своей улице, но и на близлежащих улицах царил покой. Таким образом, церковь служит процветанию своего города, в духе Иеремии 29 главы.
Традиционные либеральные церкви часто воспринимают городскую миссию только с точки зрения улучшения социальных условий жизни. Их цель сделать город более справедливым и человечным обществом, и потому они трудятся ради экономической и социальной справедливости и общего блага. Частично такой подход оправдан. Эти две цели, однако, должны быть объединены, потому что поодиночке они нереализуемы. Нельзя служить городу, если число людей, уверовавших во Христа, измененных Им, узнавших что такое Божья благодать и новое рождение, не увеличивается. С другой стороны, церковный рост остановится, если церкви заполнят люди, с безразличием или враждебностью относящиеся к чужому благу. Церковь, творящая добро только своим по вере, а не всем (Гал. 6:10) будет (и по праву!) выглядеть как секта. Если язычники не видят ваших добрых дел, они не прославят Бога, или, по крайней мере, совсем не так, как могли бы. Если городская церковь всю свою энергию вложит в благовестие, а не в служение городу, ее благовестие будет менее эффективным. Познание благодати неизбежно ведет к жизни, наполненной служением нуждающимся (Ис. 1:10-18; 58:1-10; Иак. 2:14-17). Бог говорит израильтянам, что они должны служить нуждам бедняков и недавно прибывших в город, не верящих в их Бога. Ведь сами евреи были однажды странниками и пленниками в Египте, но Бог избавил их от рабства (Втор. 10:19). Опыт благодати должен всегда выражаться в любви, особенно к бедным, неверующим соседям.
С точки зрения Библии, познание спасительной благодати Божьей посредством благовестия приводит к щедрой благотворительности и помощи нуждающимся. И когда мир увидит христианскую щедрость, что нет «между ними никого нуждающегося» (Деян. 4:34), евангелизация и свидетельство станут еще более убедительными (Деян. 4:33). Таким образом, забота о нуждающихся и проповедь идут рядом не только в жизни отдельных христиан, но также в служении деятельной и успешной городской церкви.
Данная статья являет собой отрывок из подготовительного материала конгресса Кейптаун 2010, написанного Тимом Келлером в качестве обзора темы, которая обсуждалась на конгрессе на вечернем пленарном заседании «Мегаполисы», а также на мультиплексной сессии «Бог и Его всемирная миссия в городах».

Комментариев нет:

Отправить комментарий